СООТНОШЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ И ПРАВА НА СВОБОДУ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

 

Автор:С.И. ПОМАЗКОВА

Помазкова Светлана Ивановна, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Российского нового университета.

оказание медицинской помощиСудебная практика западных стран и Европейского суда по правам человека при рассмотрении споров об оказании медицинской помощи отдает приоритет автономии воли пациента перед его правом на жизнь. В статье доказывается, что подобный подход к вопросу обесценивает право на жизнь. Право пациента на свободу при медицинском вмешательстве (информированное добровольное согласие) лишь способ обеспечения права на жизнь.

Введение в России и за рубежом института информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство поставило перед обществом очень серьезные проблемы, разрешения которых настоятельно требует практика здравоохранения.

Возникновение доктрины информированного согласия на любую медицинскую помощь связывают с 1914 годом, когда судьей Кардосо Апелляционного суда Нью-Йорка было дано следующее изложение этой доктрины: «Каждое человеческое существо, достигшее совершеннолетия и в здравом уме, имеет право определять, как следует поступить с его телом, и хирург, производящий операцию без согласия пациента, совершает насилие» («Шендорф против общества Нью-Йоркской больницы» [Schloendorff v. Society of New York Hospital], 211 N.Y. 125, 105 N.E. 92). Логический вывод из доктрины информированного согласия заключается в том, что пациент, как правило, имеет право не соглашаться на лечение, то есть отказаться от него <1>.

———————————

<1> Постановление ЕСПЧ от 10.06.2010 «Дело «Свидетели Иеговы» в Москве и другие (Jehovah’s Witnesses of Moscow and others) против Российской Федерации» (жалоба N 302/02). По делу обжалуется нарушение права на свободу вероисповедания, выражения своего мнения и объединения. По делу нарушены требования статей 9, 11, 14, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Российская хроника Европейского суда. 2011. N 2.

Дальнейшее развитие института информированного добровольного согласия пациента связано с юридическим закреплением прав человека в Декларации прав человека 1948 г. (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) <2>. В этом акте констатируется, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Очень важное положение включено в преамбулу декларации: «Всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства». Информированное согласие является тем правовым институтом, который требует уяснения его сущности и соотношения с проблемами осуществления основных прав и свобод человека, прежде всего с правом на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Следует отметить, что все указанные права закреплены в одной статье декларации (статья 3). Из данной нормы не усматривается, какому из провозглашенных прав мы должны отдавать приоритет. Конечно, на первый взгляд постановка вопроса о приоритете одного из основных прав человека кажется странной и не подлежащей обсуждению вообще. Теоретические трактаты и судебная практика касаются в основном проблем реализации какого-то одного права, не рассматривая их взаимодействия и соотношения.

———————————

<2> Российская газета. 5 апреля 1995 г. N 67.

Отказ от патернализма в отношениях между врачом и пациентом, переход к информированному согласию как новой форме осуществления медицинской помощи выявили именно проблему соотношения права на жизнь, права на свободу и права на личную неприкосновенность. Конкретные случаи вынуждают судебную практику расставлять приоритеты, давать толкование для «всеобщего понимания характера этих прав и свобод».

Одну из ведущих ролей в выработке единого для многих стран подхода к вопросам реализации прав человека играет Европейский суд по правам человека, так, в его ведении находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) <3> (далее — Римская конвенция). Согласно статье 46 данной Конвенции высокие договаривающиеся стороны обязуются исполнять окончательные постановления суда по делам, в которых они являются сторонами. Таким образом, мнение Европейского суда по правам человека становится обязательным для исполнения не только для сторон по конкретному делу, но и для других стран, подписавших Римскую конвенцию.

———————————

<3> Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.

Именно в связи с этим принципиально важно изучить позицию Европейского суда, так как он во многом формирует «всеобщее понимание характера прав и свобод».

Примечательным с точки зрения установления соотношения основных прав человека при оказании медицинской помощи является Постановление ЕСПЧ от 10.06.2010 «Дело «Свидетели Иеговы» в Москве и другие (Jehovah’s Witnesses of Moscow and others) против Российской Федерации» <4>.

———————————

<4> Пункт 134 Постановления ЕСПЧ от 10.06.2010 «Дело «Свидетели Иеговы» в Москве и другие (Jehovah’s Witnesses of Moscow and others) против Российской Федерации» // Там же.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.