Персонифицированный учет в ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РФ» и «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ В РФ»

  1. Обязательность предоставления сведений для целей ПУ.

Согласно представленному определению выше ПУ в сфере ОМС (ч. 1 ст. 43 N ФЗ N 326) ПУ для застрахованных лиц является строго обязательной процедурой. Каждое застрахованное лицо не имеет никаких, ни правовых, ни каких-либо иных оснований для отказа от предоставления сведений, необходимых для ведения ПУ.

Между тем в тексте ч. 2 ст. 16 ФЗ N 326, где говорится об обязанностях застрахованных лиц, данная информация почему-то проигнорирована.

Что касается ФЗ N 323, то в нем отсутствуют какие-либо указания на обязательность предоставления сведений для целей ПУ. Из текста данного ФЗ следует, что при ведении ПУ при осуществлении медицинской деятельности и «лица, которые участвуют в оказании медицинских услуг», и «лица, которым оказываются медицинские услуги», должны давать свое согласие на обработку персональных данных.

  1. Цель ведения ПУ.

Цель ПУ применительно к ФЗ N 323 вытекает из текста п. 5 ч. 2 ст. 87, где говорится о том, что контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем создания информационных систем (ИС) в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе ПУ при осуществлении медицинской деятельности». Цель ПУ при осуществлении медицинской деятельности ФЗ N 323, таким образом, связывает с контролем за ее качеством и безопасностью.

В отличие от ФЗ N 323, не указывающего прямо цель ведения ПУ (при осуществлении медицинской деятельности), ФЗ N 326 (ч. 2 ст. 43) называет не одну, а несколько целей ПУ в сфере ОМС: «1) создание условий для обеспечения гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи надлежащего качества и в соответствующем объеме в рамках программ обязательного медицинского страхования; 2) создание условий для осуществления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования; 3) определение потребности в объемах медицинской помощи в целях разработки программ обязательного медицинского страхования». Но при такой формулировке целей непонятно, какая из них основная (главная). Если принять во внимание, что главная цель (или просто цель) указана первой, то тогда, по сути, 2-я и 3-я цели являются теми задачами, которые могут способствовать при своем разрешении ее достижению. Данное мнение подтверждает и текст ч. 1 ст. 43 ФЗ N 326, где говорится о «целях реализации прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования», и формулировка третьей цели в ч. 2 ст. 43 — «определение потребности в объемах медицинской помощи в целях разработки программ обязательного медицинского страхования» (из текста следует, что данная цель в целях?).

Если в ФЗ N 326 признать за цель ведения ПУ только ту, которая названа первой, то в принципе она совпадает с той целью, которая подразумевается в ФЗ N 323.

  1. Охватываемые ПУ сведения.

Если в ФЗ N 323 (ч. 1 ст. 92) все представляемые в связи с ведением ПУ сведения имеют отношение к двум категориям лиц — «которые участвуют в оказании медицинских услуг» и «которым оказываются медицинские услуги», то в ФЗ N 326 ПУ распространяется на сведения о застрахованных лицах и на сведения о медицинской помощи, оказанной этим лицам. При этом ФЗ N 326, с одной стороны, как бы перекрывает ФЗ N 323, связывая ведение ПУ с оказанием медицинской помощи. Последняя, как об этом сообщает ФЗ N 323 (п. 3 ст. 2), представляет собой несколько большее медицинское участие, а именно: «комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг». С другой стороны, ФЗ N 326 уступает ФЗ N 323, так как имеет отношение только к застрахованным лицам (из текста п. 7 ст. 3: «застрахованное лицо — физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование»).

Кроме того, в анализируемой части ФЗ N 326 содержится еще и противоречивая информация. Так, в тексте ч. 1 ст. 43 «Персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования» ПУ упоминается как организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном (и только!) лице, а в ч. 1 ст. 44 «Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам» говорится о том, что в сфере ОМС ведется ПУ сведений о застрахованных лицах и ПУ сведений о медицинской помощи, оказанной этим лицам.

Таким образом, сравнение ФЗ N 323 и ФЗ N 326 по данному оценочному параметру позволяет признать их единство (причем относительное) только в одном — распространение ведения ПУ на лиц, «которым оказываются медицинские услуги» / «застрахованные лица». Понятно, что указанные группы лиц не являются полностью равноценными, но их выделение в одну категорию вполне подходит для целей ПУ.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.