ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

 

Автор: А.Ю. ЗАКУРДАЕВА, С.Н. БРАТАНОВСКИЙ

Закурдаева Алина Юрьевна, аспирант кафедры административного и информационного права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Братановский Сергей Николаевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и финансового права Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

первая медицинская помощьВ научной статье исследуются отдельные аспекты функционирования разрешительной системы при оказании первой помощи. Рассматриваются особенности процесса лицензирования в этой сфере. Анализируются научные позиции по вопросу определения порядка получения согласия на оказание первой помощи. Определяются условия получения разрешения на деятельность по производству материально-технического оснащения обеспечения оказания первой помощи. Исследуется проблема получения согласия потерпевшего на получение первой помощи.

Как указывает известный ученый-административист Д.Н. Бахрах, разрешительная система — это урегулированная правом совокупность отношений между субъектами административной власти и гражданами (организациями), возникающих в связи с выдачей разрешения на занятие определенной деятельностью и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности <1>. Среди элементов разрешительной системы ученый выделяет четыре главных: наличие относительного запрета без специального разрешения; выдача разрешения властным субъектом и соответственно получение разрешения другой стороной; длящиеся отношения между данными субъектами, включая надзор; применение принудительных мер для прекращения нарушений условий разрешительной деятельности <2>. Определение разрешительной системы, которое дает Д.В. Осинцев, дополняет дефиницию Д.Н. Бахраха тезисом о том, что разрешительная система действует для допуска субъектов в те сферы деятельности, где требуется профессиональное выполнение разнообразных квалификационных и административных требований во избежание негативных последствий <3>. С.А. Тарасов трактует понятие разрешительной системы более детально и понимает под данным термином «совокупность материальных и процессуальных административно-правовых норм и соответствующих правоотношений, складывающихся между уполномоченными государственными органами (должностными лицами) и предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в процессе установления и осуществления порядка производства, приобретения, использования, хранения, сбыта, транспортировки конкретных предметов и веществ, открытия и функционирования специальных предприятий и организаций, выдачи разрешения на право совершения определенных действий или предоставления определенных полномочий, контроля за использованием правил разрешительной системы и привлечения нарушителей к установленной в законодательном порядке ответственности» <4>.

———————————

<1> См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М., 2005. С. 428.

<2> См.: Там же. С. 429.

<3> См.: Осинцев Д.В. Разрешительная система в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1995. С. 6.

<4> См.: Тарасов С.А. Лицензирование как метод государственной разрешительной политики в сфере предпринимательской деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 14 — 15.

Очевидно, что необходимость применения государством разрешительной системы установлена для тех видов общественной деятельности, осуществление которых требует определенных навыков и соблюдения установленных правил (например, вождение автомобиля) с целью защитить общество от вреда, который может быть причинен неправильным и бесконтрольным осуществлением такой деятельности. В частности, такой элемент разрешительной системы, как лицензирование, согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <5>, осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Вместе с тем представляется, что не следует отождествлять с лицензированием всю разрешительную систему. Разные авторы, помимо лицензирования, в разрешительную систему включают концедацию <6>, разрешение, экспертизу, конкурс, согласование и утверждение <7>, допуск, право на управление, разрешение, отвод, квоту <8>, сертификацию и государственную регистрацию <9>.

———————————

<5> Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от 2 июля 2013 N 185-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 19. Ст. 2716; 2013. N 27. Ст. 3477.

<6> См.: Братановский С.Н., Стрельников В.В. Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации: Монография. Саратов, 2007. С. 78; Червякова Т.А. Понятие и элементы разрешительной системы // Административное право и процесс. 2011. N 6. С. 43 — 45.

<7> См.: Братановский С.Н. Государственное управление: понятие и социальная сущность // Вестник ЕААН. 2011. N 6. С. 7; Волков А.М., Волков А.А. Правовые основы разрешительной системы в недропользовании // Известия вузов. Геология и разведка. М., 2007. N 4. С. 79.

<8> Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005. С. 428; Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления (Сравнительно-правовой анализ) // Закон и право. 2014. N 11. С. 12; Братановский С.Н. Понятие и виды правовых режимов в российском законодательстве и правовой науке // Гражданин и право. 2012. N 11. С. 46.

<9> Багандов А.Б. Лицензирование как правовая и государственно-управленческая категория // Законодательство и экономика. 2005. N 10. С. 15 — 23; Братановский С.Н., Кочерга С.А., Братановская М.С. Цели и задачи правового регулирования образования в России // Право. 2014. N 5.

Вышеизложенное позволяет охарактеризовать в организационном аспекте разрешительную систему в обеспечении деятельности по оказанию первой помощи следующим образом. По нашему мнению, это урегулированная правом система отношений между субъектами административной власти и гражданами (организациями) по вопросу получения различного рода прав на ведение деятельности, связанной с организацией оказания первой помощи и последующим надзором за соблюдением установленных правил и требований.

Как ранее уже упоминалось, деятельность по оказанию первой помощи не требует лицензии или иного специального разрешения. Это видно из анализа ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», так как ст. 12 Закона, устанавливающая исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, не включает в данный перечень деятельность по оказанию первой помощи, в отличие от медицинской деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12).

Как нам представляется, отсутствие требования о наличии лицензии для оказания первой помощи обусловлено самой сущностью мероприятий по оказанию первой помощи, которые основаны на привлечении лиц первого контакта с пострадавшим к оказанию помощи в минимальном объеме для устранения только самых неотложных и угрожающих жизни состояний.

В организационном аспекте, по нашему мнению, смежным явлением выступает институт получения согласия пострадавшего на оказание ему помощи, которое презюмируется в том случае, если пострадавший находится в бессознательном состоянии. Указанная норма является общепризнанной в сложившейся зарубежной практике оказания первой помощи <10>, где каждый алгоритм оказания первой помощи начинается с получения согласия пострадавшего. Однако действующее российское законодательство никак не регулирует отношения, возникающие в момент принятия решения о предоставлении первой помощи. Изученная отечественная учебно-методическая литература <11> также не содержит указания на необходимость получения согласия пострадавшего на оказание первой помощи, за исключением переводных зарубежных учебных пособий <12>.

———————————

<10> См., например: American Red Cross. First Aid/CPR/AED for the Workplace: participant’s workbook / StayWell 780 Township Line Rd. Yardley, PA.

<11> См., например: Субботин Л.И. Первая помощь: Учебное пособие для работников опасных производственных объектов Пермского края. Пермь: ООО Издательский дом «НИКА», 2011. С. 10; Баиндурашвили А.Г., Соловьева К.С. Оказание первой доврачебной помощи детям при дорожно-транспортных происшествиях. Профилактика детского травматизма: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2007. С. 11; Гаин Ю.М. Первая медицинская помощь: Практическое руководство. Минск, 2008. С. 50; Мазнев Н.И. Первая помощь подручными средствами. М., 2008. С. 10 и другие.

<12> См., например: Курс Primary and Secondary Care: Учебник для студента / Emergency First Response Corp. 2011.

В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о том, может ли применяться по аналогии ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которая устанавливает порядок выражения «информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства». Данная норма соответствует международным стандартам обеспечения и реализации прав человека в сфере здравоохранения <13>. При этом необходимо принимать во внимание специфику условий оказания помощи на догоспитальном этапе, которые, как указывает К.И. Лысенко, заключаются в экстремальности ситуации и требуют немедленных действий, зачастую выполняющихся без должной диагностики и широкого выбора лечебных методов. Больные могут находиться в крайне тяжелом состоянии, иногда им сразу же требуется проведение реанимационных мероприятий <14>. Исходя из этого очевидно, что процедура получения согласия на оказание первой помощи не может быть документирована, что связано со спецификой оказания первой помощи. Кроме того, отмечается возможная трудность или полное отсутствие контакта с больным из-за тяжести состояния, неадекватного сознания, болей, судорог и др. <15>. С аналогичными трудностями сталкиваются и врачи скорой медицинской помощи. Как отмечают С.И. Помазкова и О.С. Сергеева, скорая медицинская помощь — это та сфера, где в силу наличия особых, экстренных ситуаций информированное добровольное согласие становится в большинстве случаев формальностью, не позволяющей достичь цели введения этого правового института — соблюдения прав человека на автономию, на свободу и на неприкосновенность. Для устранения данной проблемы авторами предлагается установить особый порядок оформления информированного добровольного согласия при оказании скорой медицинской помощи, установив при этом баланс между правами и обязанностями медицинских работников и пациентов <16>.

———————————

<13> См.: Каменская Н.А. Проблемы формирования общих принципов реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Медицинское право. 2011. N 4. С. 20 — 24.

<14> Лысенко К.И. Медико-организационные мероприятия первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях: Дис. … д-ра мед. наук. Москва, 2011. С. 37 — 38.

<15> Там же.

<16> Помазкова С.И., Сергеева О.С. Проблемы оформления информированного добровольного согласия гражданина при оказании скорой медицинской помощи // Медицинское право. 2013. N 5. С. 16 — 19.

В связи с этим лицо, оказывающее первую помощь, должно оценивать адекватность состояния пострадавшего, дающего отказ от получения первой помощи, и в случае трудности или отсутствия контакта презюмировать согласие на оказание первой помощи. В контексте рассматриваемой проблемы следует отметить, что ст. 983 ГК РФ допускает действия с целью предотвратить опасность для жизни лица, оказавшегося в опасности, против его воли. При толковании данной нормы в отношении первой помощи необходимо подчеркнуть, что оказание первой помощи против воли пострадавшего допускается только для спасения жизни, то есть тогда, когда пострадавший находится в крайне тяжелом состоянии. В иных случаях получение согласия пострадавшего, на наш взгляд, является обязательной моральной предпосылкой для оказания первой помощи и должно быть нормативно урегулировано. В связи с вышеизложенным необходимо определить, в какой форме может быть выражено добровольное согласие пострадавшего на оказание первой помощи. В.В. Епифанова справедливо указывает: «Наиболее часто мы выражаем свою волю посредством человеческой речи. Мы также можем информировать других лиц о наших намерениях своими действиями, либо, в отдельных случаях, хранить молчание в знак согласия…» <17>. В связи с возможными трудностями коммуникации с пострадавшим, который находится в сознании, вероятными формами выражения согласия пострадавшего помимо устной речи могут быть также конклюдентные действия и молчание, то есть любое поведение, из которого явствует воля на получение первой помощи. Здесь же необходимо отметить, что вопрос о добровольном согласии должен, по нашему мнению, задаваться участником оказания первой помощи именно посредством устной речи. Для этого предлагается дополнить ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» нормой, закрепляющей, что необходимым предварительным условием для оказания первой помощи является получение информированного добровольного согласия на оказание первой помощи в устной форме. При этом под устной формой мы понимаем любое поведение пострадавшего, из которого явствует его воля на получение первой помощи. А при наличии угрозы жизни пострадавшего по оценке участника оказания первой помощи первая помощь может быть оказана без получения такого согласия.

———————————

<17> Епифанова В.В. Форма сделки: теория и практика реализации в гражданском законодательстве: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.

Рассуждая далее в организационно-правовом аспекте об установлении иных относительных запретов на оказание первой помощи, мы делаем вывод о том, что оказание первой помощи возможно только лицами, имеющими соответствующую подготовку, однако в настоящее время форма документа, подтверждающего прохождение обучения по первой помощи, не установлена. В связи с этим до утверждения единообразной формы документа, подтверждающего прохождение обучения по первой помощи, формальное подтверждение прохождения обучения правилам оказания первой помощи возможно только в случае, если изучение первой помощи является составной частью образовательного процесса, по завершении которого выдается документ государственного или установленного образца (например, свидетельство об обучении по примерным программам подготовки водителей транспортных средств различных категорий, в котором отражается количество часов и форма итоговой аттестации по предмету «Первая помощь»). В связи с этим представляется необходимым утвердить приказом Минобрнауки России в соответствии с полномочиями, установленными п. 5.2.39 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации образцы документов, подтверждающих прохождение обучения по первой помощи для всех категорий потенциальных участников оказания первой помощи, как основание возникновения прав и обязанностей указанных участников оказания первой помощи. А также описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов.

Кроме того, процесс организации оказания первой помощи включает в себя целый ряд сопутствующих видов деятельности, требующих получения разрешительной документации на ее осуществление.

Литература

  1. Братановский С.Н., Кочерга С.А., Братановская М.С. Цели и задачи правового регулирования образования в России // Право. 2014. N 5.
  2. Багандов А.Б. Лицензирование как правовая и государственно-управленческая категория // Законодательство и экономика. 2005. N 10. С. 15 — 23.
  3. Баиндурашвили А.Г., Соловьева К.С. Оказание первой доврачебной помощи детям при дорожно-транспортных происшествиях. Профилактика детского травматизма: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2007. С. 11.
  4. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005. С. 428.
  5. Братановский С.Н. Понятие и виды правовых режимов в российском законодательстве и правовой науке // Гражданин и право. 2012. N 11. С. 46.
  6. Братановский С.Н., Стрельников В.В. Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации: Монография. Саратов, 2007. С. 78.
  7. Братановский С.Н. Государственное управление: понятие и социальная сущность // Вестник ЕААН. 2011. N 6. С. 7.
  8. Волков А.М., Волков А.А. Правовые основы разрешительной системы в недропользовании // Известия вузов. Геология и разведка. 2007. N 4. С. 79.
  9. Гаин Ю.М. Первая медицинская помощь: Практическое руководство. Минск, 2008. С. 50.
  10. Епифанова В.В. Форма сделки: теория и практика реализации в гражданском законодательстве: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.
  11. Каменская Н.А. Проблемы формирования общих принципов реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Медицинское право. 2011. N 4. С. 20 — 24.
  12. Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления (сравнительно-правовой анализ) // Закон и право. 2014. N 11. С. 12.
  13. Лысенко К.И. Медико-организационные мероприятия первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях: Дис. … д-ра мед. наук. Москва, 2011. С. 37 — 38.
  14. Мазнев Н.И. и др. Первая помощь подручными средствами. М., 2008. С. 10.
  15. Осинцев Д.В. Разрешительная система в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1995. С. 6.
  16. Помазкова С.И., Сергеева О.С. Проблемы оформления информированного добровольного согласия гражданина при оказании скорой медицинской помощи // Медицинское право. 2013. N 5. С. 16 — 19.
  17. Субботин Л.И. Первая помощь: Учебное пособие для работников опасных производственных объектов Пермского края. Пермь: Издательский дом «НИКА», 2011. С. 10.
  18. Тарасов С.А. Лицензирование как метод государственной разрешительной политики в сфере предпринимательской деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 14 — 15.
  19. Червякова Т.А. Понятие и элементы разрешительной системы // Административное право и процесс. 2011. N 6. С. 43 — 45.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.